Эр Рокэ, откуда у вас отравленный канон?!
Видимо, не отцепится это все от меня, пока не напишется. Сдаюсь и пишу.
Как же она все-таки передается, травма?
Понятно, что можно всегда все объяснить «потоком», «переплетениями», «родовой памятью» и т. д. , и, вполне возможно, что совсем без мистики и не обойдешься, но если попробовать? Взять только самый понятный, чисто семейный аспект, родительско-детские отношения, без политики и идеологии. О них потом как-нибудь.
Живет себе семья. Молодая совсем, только поженились, ждут ребеночка. Или только родили. А может, даже двоих успели. Любят, счастливы, полны надежд. И тут случается катастрофа. Маховики истории сдвинулись с места и пошли перемалывать народ. Чаще всего первыми в жернова попадают мужчины. Революции, войны, репрессии – первый удар по ним.
И вот уже молодая мать осталась одна. Ее удел – постоянная тревога, непосильный труд (нужно и работать, и ребенка растить), никаких особых радостей. Похоронка, «десять лет без права переписки», или просто долгое отсутствие без вестей, такое, что надежда тает. Может быть, это и не про мужа, а про брата, отца, других близких. Каково состояние матери? Она вынуждена держать себя в руках, она не может толком отдаться горю. На ней ребенок (дети), и еще много всего. Изнутри раздирает боль, а выразить ее невозможно, плакать нельзя, «раскисать» нельзя. И она каменеет. Застывает в стоическом напряжении, отключает чувства, живет, стиснув зубы и собрав волю в кулак, делает все на автомате. Или, того хуже, погружается в скрытую депрессию, ходит, делает, что положено, хотя сама хочет только одного – лечь и умереть. Ее лицо представляет собой застывшую маску, ее руки тяжелы и не гнутся. Ей физически больно отвечать на улыбку ребенка, она минимизирует общение с ним, не отвечает на его лепет. Ребенок проснулся ночью, окликнул ее – а она глухо воет в подушку. Иногда прорывается гнев. Он подполз или подошел, теребит ее, хочет внимания и ласки, она когда может, отвечает через силу, но иногда вдруг как зарычит: «Да, отстань же», как оттолкнет, что он аж отлетит. Нет, она не него злится – на судьбу, на свою поломанную жизнь, на того, кто ушел и оставил и больше не поможет.
Только вот ребенок не знает всей подноготной происходящего. Ему не говорят, что случилось (особенно если он мал). Или он даже знает, но понять не может. Единственное объяснение, которое ему в принципе может прийти в голову: мама меня не любит, я ей мешаю, лучше бы меня не было. Его личность не может полноценно формироваться без постоянного эмоционального контакта с матерью, без обмена с ней взглядами, улыбками, звуками, ласками, без того, чтобы читать ее лицо, распознавать оттенки чувств в голосе. Это необходимо, заложено природой, это главная задача младенчества. А что делать, если у матери на лице депрессивная маска? Если ее голос однообразно тусклый от горя, или напряжено звенящий от тревоги?
читать дальше

Оригинал тут: ludmilapsyholog.livejournal.com/52399.html

@темы: полезная инфа, перепост

Комментарии
03.03.2014 в 17:57

Ω Корона это я. Ω
Его личность не может полноценно формироваться без постоянного эмоционального контакта с матерью - *вздыхает*
04.03.2014 в 11:07

Эр Рокэ, откуда у вас отравленный канон?!
Nari Mortem, увы, один из главных законов в человеческой психологии. Фигура родителя в первые годы жизни определяет, и без этого никуда...
04.03.2014 в 11:10

Ω Корона это я. Ω
Кристалл хрусталя, я просто про это знаю, как никто другой наверное. Это практически слова из поста, который я сейчас пишу сюда. Медленно идёт. Но там об этом есть.
04.03.2014 в 11:36

Эр Рокэ, откуда у вас отравленный канон?!
Nari Mortem, я это узнала сильно позже и из учебников по психологии) Самой в голову не приходило как-то...
05.03.2014 в 00:20

люди, вы космос
такие тексты же можно перепощивать?
05.03.2014 в 06:24

Эр Рокэ, откуда у вас отравленный канон?!
D is Daniel, я специально уносила со ссылкой на автора, так что вроде можно